Истории предпринимателей: 3 провала, которые привели к успеху
Все мы слышали фразу «на ошибках учатся». И это правда. Даже успешные предприниматели совершают ошибки. Главное — сделать правильные выводы. Собрали 3 истории со счастливым концом.
История № 1. Думать или спросить?
Герой: Ольга Ермаченко
Бизнес: производственная компания «Сад Радости»
Команда: 70–90 человек (зависит от сезона)
Проблема
У меня всегда были очень дружелюбные отношения с командой. Так как я работала в найме, мне казалось, что я и сама понимаю, что нужно моим подчинённым. И поэтому каких-то дополнительных опросов сотрудников не проводила.
Так как ситуация на рынке труда печальная, мы решили, что нам нужно работать с лояльностью, чтобы удерживать команду и привлекать новых, хороших специалистов.
Решение
Я провела анонимный опрос, чтобы узнать:
- Насколько сотрудникам нравится работать в нашей компании по шкале от 1 до 10?
- Если не 10, то что бы они хотели изменить, чтобы работать стало комфортнее?
- Будут ли они рекомендовать работу в нашей компании друзьям и знакомым и почему?
Когда пришли результаты опроса, я сильно удивилась. Оказалось, что сотрудникам нужны вещи, о которых мы — я и другие руководители — даже не задумывались. Например, работники при личной беседе упоминали такие вещи, как смузинатор. В итоге оказалось, что большинству он был не нужен. Зато многие хотели, чтобы мы починили тротуар, ведущий к автобусной остановке, потому что в дождливую погоду там невозможно ходить. А так как мы с другими руководителями ездим на машине, мы этого не замечали. Вскоре эта проблема была решена.
Выводы
Важный вывод, который я сделала, — не нужно думать за сотрудника, нужно просто взять и спросить. Теперь подобные анонимные опросы мы проводим регулярно. Это отличный инструмент, который помогает улучшить атмосферу в коллективе, найти проблемы, которые не кажутся очевидными, улучшить процессы и повысить лояльность.
История № 2. Развитие через увольнение
Герой: Олег Маркунасов, основатель сообщества «СВОИ» в Сочи
Бизнес: сообщество «СВОИ» в Сочи с 10 000+ участников
Команда: 15 человек
Проблема
Организация мероприятий и создание сообщества требуют больших энергозатрат. Важно донести ценность таких объединений для людей. Сделать это может только грамотно подобранная команда — именно от неё зависит, как быстро компания будет расти.
Мой факап случился именно на том этапе, когда бизнес начал развиваться. Сотрудники перестали справляться со своими обязанностями. Как оказалось, я неправильно описывал их задачи и роли.
Решение
К сожалению, в тот момент мне не удалось наладить процессы со старой командой, я просто не смог донести до них ценности и правильно распределить функции. В итоге со всем старым коллективом пришлось попрощаться.
Выводы
Чтобы команда работала хорошо, не стоит заниматься микроменеджментом. Нужно прописать функции для каждого сотрудника, сформулировать цели и ценности, миссию компании. Когда понимаешь, куда идёшь, легче анализировать показатели и влиять на них.
Моё решение также повлияло на подбор новых сотрудников. Мы начали получать более качественных кандидатов благодаря тому, что сформировали ценности компании.
История № 3. Процессы или люди?
Герой: Александр Некрасов, бизнес-тренер и бизнес-консультант.
Раньше работал в найме — решал задачи для промышленных предприятий и работал в области телекоммуникаций.
Проблема
Как-то зимой мы отгружали оборудование связи заказчику, и уже в пункте назначения — на севере — оказалось, что в комплекте есть всё, кроме крепежа, а без него достаточно сложную металлическую конструкцию собрать было невозможно. Выше северного полярного круга мало магазинов и баз снабжения, которые могут оперативно предоставить подобные запчасти. При этом следующий рейс в город, где можно их забрать, через пару недель. Ситуация патовая — мы уже готовили документы на завершение работ.
Решение
Мы сразу сосредоточились на том, как максимально быстро доставить запчасти на объект. Просто отключили эмоции, сделали очень много звонков, построили маршрут, который включал в себя железнодорожный, автомобильный, грузовой и вертолётный транспорт, что позволило нам за пару дней доставить недостающую деталь.
Выводы
Когда ситуация решилась, мы приступили к «разбору полётов». Выяснилось, что план по отгрузке был рассчитан на людей, которые уже не раз выполняли эту задачу. А значит, часть важных вещей была не прописана — хранилась в голове.
Вторая проблема была в том, что специалист по комплектации, который обычно присутствовал на отгрузке, решил, что в этот раз ему ехать не нужно, и остался в офисе.
Что в итоге мы изменили?
Во-первых, поработали с процессами:
- Злополучный крепёж стали намертво приматывать к большой металлической детали так, чтобы он не остался на складе и не оторвался в ходе транспортировки.
- Создали ведомость комплектации с описанием и указанием количества мест в грузе.
- На отгрузку теперь всегда без исключений обязали выезжать сотрудника склада или его заместителя для дополнительной проверки и контроля корректности отгрузки.
Во-вторых, поработали с сотрудниками:
- Честно рассказали о факапе.
- Объяснили, к чему привела ошибка, раскрыв фактические затраты компании на решение проблемы.
- Позволили высказаться сотруднику, который работал на объекте на севере, и рассказать, как непросто было принимать негатив и претензии от заказчика из-за срыва сроков.
В итоге мы наладили процесс отгрузки и, благодаря этому, смогли избежать негатива от заказчиков и потери денег в будущем.
↩ Больше материалов для предпринимателей